Skip to main content

На Youtube появился короткометражный фильм «Купон на измену» с актером Денисом Шведовым в главной роли и снятый в Томске. Мы поговорили с авторами фильма — продюсерской командой CAST production — томичами Артемом Сагеевым, Евгением Жуковым и Дмитрием Моториным — о фильме,  о том, как привлечь именитых кинодеятелей в регион, как попасть на Netflix, что сейчас происходит с местным киносообществом и почему кино, снятое в Томске, не может добраться до широкого проката.

Что такое CAST?

Артем Сагеев: Кинопроект CAST — это проект, целью которого является поиск талантливых людей, которые получают возможность попробовать себя в российской киноиндустрии, сняться с известным актером, в крупном проекте. Пройти все этапы кинопроизводства. И, возможно, сразу переступить через этап кастингов и получения кинообразования. Так и вышло с победительницей второго сезона Светланой Гарбар. Она попала в сериал «Лучше, чем люди». Сериал снимал Первый канал совместно с онлайн-кинотеатром Start.ru. Нужно отметить, что пока это единственный русский сериал, который купил Netflix original (Netfix — американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа — прим. ред.). Его переведут на 25 языков. Мало кто из начинающих актеров может сказать: «Я снималась вместе с Денисом Шведовым и снималась для Netflix original». Это просто феноменальный результат как для Светы, так и для нас.

Евгений Жуков: «Купон на измену» — это результат нашего второго сезона кинопроекта CAST. Сейчас он вернулся с фестивалей, и теперь мы можем выложить его в сеть.

Денис Шведов и Светлана Гарбар
Денис Шведов и Светлана Гарбар

Как Светлана Гарбар попала на Первый?

Артем Сагеев: Одним из экспертов проекта был режиссер Андрей Джунковский, он автор сериала «Лучше, чем люди». Мы спросили Андрея во время его мастер-класса, есть ли возможность для финалиста, которого он сам отберет, поучаствовать в его новом сериале. Мы тогда ничего не знали, просто Андрей сказал, что снимает сериал для Первого канала. Вначале он прислал сценарий для одной из главных ролей второго сезона, а потом решил что в эпизоде. Светлане сразу нашли интересный типаж, мы записали в Томске специальные пробы, затем отправили в Москву, но потом продюсеры настояли на роли в эпизоде.

На фото: Андрей Джунковский (слева, внизу), Светлана Гарбар (в центре, внизу), Паулина Андреева (справа, сверху)
На фото: Андрей Джунковский (слева, внизу), Светлана Гарбар (в центре, внизу), Паулина Андреева (справа, сверху)

Кто еще был экспертом в проекте?

Евгений Жуков: режиссер Андрей Джунковский, актер дубляжа Петр Гланц, кинообзорщик Евгений Badcomedian Баженов, режиссер Юрий Быков, актер Денис Шведов, сценаристы Алена ЗвонцоваНиколай КуликовМихаил Местецкий, режиссер Роман Каримов.

Эксперты проекта CAST
Эксперты проекта CAST

Как вы взаимодействовали с экспертами? Вы еще ничего не сняли, они же — люди состоявшиеся, с именем. Как они согласились участвовать в проекте?

Артем Сагеев:  Когда мы рассказывали экспертам о проекте CAST, мы ни разу не слышали от них негативной реакции. Все реагировали следующем образом: «Вы молодцы, важное дело делаете. Вам бы еще весу прибавить, сузить амбиции». По поводу продвижения кино в Сибири. В целом их цепляли наши горящие глаза, наш посыл. На мой взгляд, мы единственные, кто может дать старт молодым актерам, режиссерам, по крайней мере на территории Сибири. Сейчас мы сузили границы проекта до создания образовательной базы. А раньше мы говорили, что развиваем кино в Сибири. Смешно выходит, что трое молодых людей развивают кино во всей Сибири! Хотя участники были из 12 регионов. Странно, что никто другой в России не придумал сделать что-то вроде нашего проекта.

Как появился сценарий короткометражки?

Артем Сагеев: Это один из результатов второго сезона CAST. Было сценарное направление. До финала дошли пять историй. Из них Денис выбрал одну, которую он посчитал лучшей, и снялся в ней.

Почему эта история с «Купоном на измену» его зацепила?

Евгений Жуков: Во-первых, мы хотели снять максимально зрительскую историю на широкую аудиторию. Во-вторых, архетипичность происходящего в сценарии. В новом сезоне будет новый вектор: будет определенная тема, на которую участники будут писать сценарий. Из опыта работы со Шведовым: ему надоело, что его воспринимают как актера одной роли, поэтому он хочет пробовать новые типажи. Это еще одна из причин, почему известным актерам интересно принимать участие в проекте.

Проект «Купон на измену» на краудфандинговой платформе Boomstarter
Проект «Купон на измену» на краудфандинговой платформе Boomstarter

Деньги на короткометражку собирали на платформе Boomstarter. Расскажите об особенностях взаимодействия с краудфандингом.

Евгений Жуков: CAST – проект некоммерческий, у нас не было спонсоров, не смогли привлечь финансирование на фильм и проект. Искали альтернативные пути, одним из них был ­­краудфандинг (коллективное сотрудничество людей, которые объединяют свои деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать определенный проект — прим. ред.). На этой платформе мы увидели несколько успешных проектов, доведенных до финала. Специфика проста: публикуешь понятную идею продукта, которую хочешь реализовать. Привлекаешь аудиторию, предлагая взамен различные вознаграждения: билет на премьеру, цифровую версию фильма, указание в титрах фильмах, стать частью продюсерской команды и т.д.

Дмитрий Моторин: Сам директор краудфандинговой платформы Boomstarter Евгений Гаврилин снял для своего Youtube блога интервью со Шведовым — мы его попросили. В интервью Шведов рассказал о проекте, это дало хороший старт в продвижении истории.

Как проходили съемки?

Артем Сагеев:  Денис мог прилететь в Томск всего на три дня, от этого мы и отталкивались. Он согласился сниматься бесплатно, билет и проживание мы договорились оплатить. Спасибо ему, что он принял участие в проекте.

Дмитрий Моторин: Это первый крупный кинопроект для Томска и для нас. Было непонятно, как работать со звездой, непонятно, как будет работать съемочная команда, так как мы собрали абсолютно разных ребят, которые впервые видели друг друга. Еще были проблемы с инфраструктурой. Когда ты просишь у агентства квартиру для съемок, они не понимают, что это значит. Они не понимают, что должны быть высокие потолки, просторное помещение. Это необходимо для того, чтобы разместить всю съемочную команду за кадром и чтобы зритель понимал, что это квартира, а не каморка. Таких квартир мало в Томске. Еще был смешной форс-мажор, когда в день съемки агентство нам говорит, что в выбранной нами квартире нельзя снимать. Потому что прежние жильцы выбили дверь. Приходится выкручиваться на ходу, изобретать велосипед.

Сняли, дальше что?

Евгений Жуков: В Томске делали закрытые показы, отправляли фильм на российские фестивали. Призы не брали, но постоянно попадали в шорт-листы.

Артем Сагеев: Это все нужно для развития регионального кинематографа. У нас в начале не было ни связей, ни денег, ни кинообразования и опыта. Был только энтузиазм, идея и упорство. Мы не супермены, которые силой мысли все это сделали. Была боль, страдания. Мы даже не знали, с чего начинать. Наобум начали и к чему-то пришли. Теперь CAST трансформировался в кинодвижение, есть различные направления, есть команда продюсеров, студия видеопродакшна, киностудия, киношкола и сам проект.

Действующие кинематографисты Томской области на Дне короткометражного кино 2018
Фото: ФотоИзюминка

Евгений Жуков: «Купон» стал катализатором для создания томского киносообщества. Был создан серьезный повод познакомиться с другими киношниками. Начали проводить фестивали короткометражного кино, уличного кино. Далее, случилось знаковое событие для Томска, удалось привезти в город Союз кинематографистов России. Совместно мы придумали собрать всех связанных с региональным кинематографом и медиа и провести общение в формате мозгового штурма по вопросам развития кинематографии Томской области. К нам в город приехал секретарь Союза кинематографистов России и по совместительству сопредседатель молодежного центра Филипп Абрютин и официальный представитель компании Canon в России Евгений Субочев. На двухдневном мероприятии были все: актеры, художники, продюсеры, режиссеры, сценаристы, арендаторы техники. Уже в процессе обсуждения случились творческие союзы, объединения, люди заражали друг друга идеями. Благодаря всей сессии с Союзом и региональными кинематографистами  у нас в Томске появилась первая и пока единственная профессиональная кинокамера Canon C200, ее можно арендовать в Ellit.ru у нашего друга Равиля Давлятшина, который решил приобрести ее практически сразу после мероприятия.

Видео: Интервью с Филиппом Абрютиным о развитии кинематографа в Томской области

Артем Сагеев: По итогу брейн-шторма люди начали снимать кино. Если в  2017 году мы сняли «Купон» и была еще пара работ от наших коллег, то в 2018 году уже вышло пять короткометражек и один полноценный полнометражный фильм, количество показанных историй увеличилось: «Наставник» Василия Золотова, «Тонкий человек» компании «White Raven», авторский полнометражный фильм «Вера» Александра Нерадовского и т.д. Люди поняли, что нужно объединяться в команды и снимать, рассказывать истории.  Можно смело сказать, что с 2018 года в Томске появилось региональное кино.

У проекта CAST будет продолжение?

Артем Сагеев: Да, готовим третий сезон.

Евгений Жуков: CAST — это долгострой. Сейчас мы понимаем, что предыдущие два сезона были пилотными. Много делали интуитивно, нас никто не учил и не поддерживал финансово, учились на своих ошибках, но только благодаря пережитым взлетам и падениям сейчас сформировалось четкое видение конечного результата.

На съемках «Купона на измену»
На съемках «Купона на измену»

Артем Сагеев: Сейчас проект отражает все стадии создания фильма: от идеи и сценария до финального монтажа и продвижения продукта. Если результатом прошлого сезона стало съемка короткометражного кино с приглашенной звездой, т.е. с Денисом Шведовым, то сейчас мы планируем по итогу третьего сезона снять три разных короткометражки с тремя разными звездами. Только не определились с режиссерами, будем приглашать или из финалистов проекта будем брать. У нас уже есть прецедент, на стадии переговоров с Денисом, одно из его условий было, чтобы снимал короткометражку профессиональный режиссер. В итоге мы провели кастинг среди выпускников режиссерских факультетов Москвы и нашли Яну Ксенину, очень талантливую девушку родом из Самары.

Кино — это все-таки бизнес. Пока кино является развлечением, пока зритель ходит в кино и покупает билет – оно живо, оно развивается. В Томске есть возможность окупить местное производство?

Артем Сагеев: В классическом виде нет. Прецедентов не было и не будет в ближайшем будущем. Если мы говорим о кинотеатральном прокате, это невозможно в Томске. Тут есть ряд проблем: не развита инфраструктура, недостаточное количество профессионалов, отток талантов, любой человек, который становится профессионалом и его замечают, он само-собой лучше уедет и будет работать в Москве, чем в Томске. Вот случай из реальной жизни: есть специалист по свету, и ты приглашаешь его на производство. Вдруг он заболел, захотел уехать в отпуск, ему поступил коммерческий заказ на большую сумму — он уйдет или выйдет из проекта на какое-то время. Заменить его некем. Приходится его одного ждать, соответственно, проект тормозится, все его ждут, у всех накапливается критическая масса негатива. Ведь у всех работа, семьи, при этом хочется кушать и творчески расти, а тут съемки встают. И люди уходят, ведь мы снимаем некоммерческое кино, работаем за идею. В  связи с этим опытом мы пришли к выводу, что оптимальное количество съемочных дней — не более пяти для короткометражного кино. Исходя из этого, делаем вывод, что проще снимать камерные фильмы — одна комната, псевдо-документальные фильмы, screen life (формат киноповествования, где действие фильма разворачивается на экранах девайсов  — прим. ред.) — экспериментальные ленты, которые малобюджетны. К сожалению, они не имеют успеха в российском кинопрокате. Да еще есть бюрократические сложности — получить прокатное удостоверение, сделать монтажные листы, на это уходит очень много времени и ресурсов.

Дмитрий Моторин: Для Томска кино — это не бизнес. Не хватает соблюдения технических стандартов для кинотеатров, телевидения — в общем для всей прокатной истории. Сейчас это все нужно для самих томских кинематографистов, для получения опыта, старта, повышения навыков, чтобы потом выдать продукт, соответствующий техническим стандартам, как минимум.

Мастер-класс Артема Сагеева «Как снять кино за 48 часов»
Мастер-класс Артема Сагеева «Как снять кино за 48 часов»

Что сейчас из себя представляет CAST?

Артем Сагеев: Это прежде всего кинодвижение, которое включает в себя несколько направлений: кинопроект, видеопродакшн, медиашкола. Цель всего этого проста: дать начинающим кинематографистам возможность попробовать себя в крупном проекте, заглянуть в индустрию. В данный момент киносреда в Томске представляет собой «первичный бульон». Мы все плаваем, но никак не соприкасаемся друг с другом. Поэтому мы задумали сделать площадку, где киношники могут встречаться, работать, придумывать проекты, контактировать друг с другом, а самое главное — снимать. Своеобразный коворкинг-центр для творческих людей. Одновременно тут будет продакшн-студия, студия монтажа, обучающие курсы, фотостудия и многое другое. Сейчас закончим с ремонтом помещения и устроим день открытых дверей. Приглашаем всех желающих стать партнёрами одного из наших проектов: съемки фильма, блога на Ютубе или развития медиашколы

Источник — https://tv2.today/Istorii/Mozhno-smelo-skazat—v-tomske-poyavilos-regionalnoe-kino

Close Menu
CAST – это всероссийский некоммерческий кинопроект для талантливых людей «из регионов», в котором конкурсанты получают возможность принять участие во всех этапах создания игрового фильма и получить обратную связь от известных профессионалов киноиндустрии.